Термический ожог 3 степени первая помощь

Термический ожог 3 степени первая помощь

Возникают от воздействия пламени, горячей жидкости, пара и других факторов.

Тяжесть ожога и ожоговой болезни определяется двумя факторами:

глубиной (степенью) повреждения тканей;

площадью поражения.

Глубина поражения зависит от продолжительности действия поражающего фактора .

Ожог I степени. Возникает вследствие кратковременного воздействия на кожу или слизистую оболочку температуры 60-70С. При этом поражаются поверхностные слои кожи или слизистых оболочек. На месте поражения через некоторое время появляется гиперемия (покраснение), отек, острая жгучая боль.

Ожог II степенипод воздействием температуры 60-70С или кратко временного действия температуры выше 100-120С. Наблюдаются более глубокие поражения: на коже появляются пузыри, наполненные прозрачной или желтой жидкостью.

Ожог ІІІ А степени. Поражение всех слоев кожи. Поврежденная кожа имеет желтый или светло — коричневый цвет, покрыта пузырями с коллоидным содержимым. Болевая или тактильная чувствительность снижается.

Ожог ІІІ Б и IV степеней . Поражение всех слоев кожи с подлежащими тканями до появления некроза и выглядит сухим плотным струпом буро-коричневого цвета, который не собирается в складки и характеризуется отсутствием всех видов чувствительности в том числе и при уколе иглой.

Ожоги I, II, Ша степени — поверхностные и кожный покров при этих поражениях регенерирует самостоятельно, ожоги III б и IV степеней — глубокие, требуют хирургической коррекции.

Площадь поражения определяют следующими способами :

А. Правило ладони, согласно которому площадь ладони взрослого человека примерно составляет 1 % от поверхности тела. Количество ладоней пострадавшего, которая помещается на поверхности ожога, равна площади ожога. Например площадь ожога включает три ладони и тогда площадь ожога будет равна трем процентам. Этим правилом можно пользоваться при ограниченных ожогах.

Б. Правило девятки, согласно которому площадь отдельных частей тела составляет 9 % поверхности тела:

голова, шея — 9 %,

верхняя конечность (одна) — 9 %,

грудная клетка — 9 %,

живот — 9 %,

спина — 18 %,

бедро ( одно) — 9 %,

голень (одна) — 9 %,

промежность — 1 %.

Внимание:При ожогах ІІ Ша степенях более 20 % поверхности тела или при глубоком ожоге III б — IV степенях более 10 % поверхности тела развивается ожоговый шок.

Алгоритм оказания первой медицинской помощи при термических ожогах:

• сбить пламя с одежды, горит на человеке;

• на ошпаренный поверхность накладывают асептическую повязку;

• введение обезболивающих средств (анальгин и т.д..)

• транспортная иммобилизация;

• простые противошоковые мероприятия (покой, согревание, горячее питье, т.д.);

• транспортировка в медицинское учреждение.

Задание практической работы:

1.Сделать анализ ситуационной задачи, овладеть «правилом девятки», составить план первой медицинской помощи.

2.Создать обучающий алгоритм одной из опасностей, связанных с пожаром и структурно-логическую схему ее изучения.

3. Решить ситуационную задачу:

ВГруппа 340следствие возгорания и взрыва канистры с бензином мужчина получил ожог лица и передней части туловища. Пострадавший резко возбужден, на лице есть раскрытые пузырьки, на передней части грудной клетки — плотная темная корка, на животе — раскрытые пузырьки». Укажите площадь и степень ожога. Составить алгоритм первой медицинской помощи.

Контрольные вопросы.

1. Определение основных понятий и терминов:

пожар, горение, ожог, ожоговая болезнь.

2. Алгоритм поведения человека во время пожара.

3. Первичные средства тушения пожара.

4. Характеристика степеней ожогов.

5. Правила определения площади ожога (правило ладони, правило девятки).

6. Первая медицинская помощь при термических ожогах.

Лекция № 7. Транспортные аварии и катастрофы, их классификация.

  • Определение основных понятий и терминов: безопасность движения, дорожно — транспортные происшествия, транспортный травматизм, автомобильная травма, реанимация, шок, обезболивание, повязка, иммобилизация, транспортная иммобилизация.

Опасные события на транспорте и аварии на транспортных коммуникациях. Транспортные аварии и катастрофы, их классификация.

ДТП, причины нарушения общих правил поведения на улицах и дорогах и пользования транспортными средствами.

Транспортный травматизм, его виды.

Автомобильные травмы, механизм их развития при ДТП.

Организационные меры помощи в ДТП и принципы первой медицинской помощи пострадавшим.

Безопасность движения— это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

Дорожно — транспортное происшествие— событие, которое произошло во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены люди или причинен материальный ущерб.

Транспортный травматизм— это травматизм, который объединяет все травмы которые наносятся транспортными средствами (если потерпевшие не связанны с производственной деятельностью), независимо от того, был ли пострадавший в машине (водитель, пассажир) или нет (пешеход, велосипедист). Подавляющее количество таких травм возникает по вине пешеходов.

Автомобильная травма— это повреждение, причиненное частями движущейся автомашины или возникает в результате падения с движущейся автомашины.

Реанимация— это сумма активных и своевременных мер по восстановлению жизненно важных функций организма (органов дыхания, деятельности сердца), нарушение которых наблюдается во время и после хирургических операций и травматических повреждений.

Шок — это состояние между жизнью и смертью; общее тяжелое расстройство жизненно важных функций организма, вызванное нарушением нервной регуляции жизненно важных процессов, характеризуется расстройствами гемодинамики, дыхания, обмена веществ.

Обезболивание— это искусственно вызванное обратимое устранение болевой чувствительности в определенной части тела с сохранением сознания.

Повязка — это асептическое средство в виде перевязочного материала, которым закрывают рану. Она состоит из двух частей: внутренней, которая касается раны (всегда должна быть стерильной) и внешней, которая закрепляет и удерживает повязку на ране.

Иммобилизация — это обеспечение неподвижности костей в месте перелома, она уменьшает боль, что позволяет избежать травматического шока.

Транспортная иммобилизация— комплекс мероприятий, направленных на создание неподвижности органа во время транспортировки в стационар. Транспортная иммобилизация широко применяется при переломах, кровотечениях из сосудов конечностей, повреждения нервных стволов конеч- ностей, при длительном сдавливании конечностей.

Опасные события на транспорте и аварии на транспортных коммуникаци- ях. Транспортные аварии и катастрофы, их классификация .

Опасности, связанные с использованием транспортных средств, зависят от ви-

да транспорта (автомобильный, воздушный, железнодорожный, речной-морс-

кой) и возникающие при посадке или выходе из транспортных средств или во время их движения. Необходимо, чтобы каждый пассажир с целью повышение личной дорожно — транспортной безопасности знал потенциально аварийные ситуации, характерные для того или иного вида транспортных средств, услуга- ми которого он воспользовался, кроме того был хорошо осведомлен со средст- вами индивидуальной или коллективной защиты, находящихся на транспорт- ном средстве, и знал способы их использования.

Аварийные ситуации на транспорте могут иметь различный характер — от аварий самих транспортных средств к так называемым локальным авариям — например, падения людей с вагонных скамеек в результате резкого торможения железнодорожного состава.

Транспортом общего пользования ежегодно в Украине перевозится более 3 млрд. т. грузов, в том числе большое количество опасных. 60 % грузовых перевозок приходится на железнодорожный транспорт, 26% — на автомобиль- ный и 14 % — на речной и морской.

В Азербайджане наибольшее значение имеет автомобильный транспорт, 40% грузооборота приходится на железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт Туркменистана имеет важнейшее значение. Большие территории страны 491 200 км², низкая плотность населения, разобщённость центров промышленности и сельского хозяйства, а также удалённость от мировых рынков, делает обладание развитой транспортной системой — жизненно необходимым для Туркменистана.

Службы морского и речного транспорта Азербайджана и Туркменистана занимаются перевозкой всех видов грузов, но весомую долю в перевозках составляют нефть и нефтепродукты.Морской транспорт в Азербайджане и в Туркменистане развит на Каспийском море. Туркменские авиалинии являются самыми безопасными в Азии.

Большой опасностью для жизни и здоровья людей является перевозка (до 15 % от общего объема грузов) взрывоопасных, химических, радиоактивных, легковоспламеняющихся и других веществ.

Угроза возникновения аварий на транспорте растет в связи с сокращением обновления основных фондов всех видов транспорта, высокого уровня ( 50 % и более) износа транспортных средств, использования транспортных средств, подлежащих списанию.

Особенно опасны аварии на железнодорожном транспорте, учитывая густую сетку железных дорог и большую плотность населенных пунктов Украины. При перевозках железной дорогой радиоактивных, ядовитых и сильнодейст- вующих веществ и при возникновении аварийных ситуаций это может привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды и опасному облучению людей, сельскохозяйственных животных, химическому заражению воздуха, почвы, воды.

Причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте это: неисправ- ности средств сигнализации, неисправности путей и подвижного состава, ошибки диспетчеров, халатность и невнимательность машинистов; столкно- вения, сход подвижного состава с рельсов, пожары и взрывы в вагонах, размывы железнодорожных путей, затопления, осыпи, оползни и обвалы.

Больших масштабов приобрела перевозки пассажиров и грузов авиационным транспортом.

Аварии и катастрофы воздушного транспорта могут возникать в момент запуска двигателей, при разбеге на взлетно — посадочной полосе, на взлете, в полете и при посадке. В таких ситуациях могут быть разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нехватка топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров, нарушение работы системы управления, электроснабжения, связи, пилотирования, взрывы и пожары на борту самолета.

Авиационная катастрофа в воздухе может стать причиной жертв и больших потерь имущества не только на борту, но и на земле при падении на производственные сооружения и жилые дома. К большой опасности может привести падение самолета или вертолета на АЭС и объекты химической промышленности.

ДТП, причины нарушения общих правил поведения на улицах и дорогах и пользования транспортными средствами.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Европе ежегодно погибают около 100 тыс. человек и более 200 тыс. получают серьезные травмы.

Наиболее частыми причинами ДТП по вине водителей являются: превышение скорости, несоблюдение дистанции, несоблюдение очередности проезда, невнимательность и нетрезвое состояние. По вине пешеходов соответственно: переход в неустановленном месте, ходьба вдоль проезжей части, переход перед близко идущим транспортным средством, нетрезвое состояние.

Причины дорожно-транспортных происшествий:

1) несоблюдение правил дорожного движения участниками этого движения;

 2)применение водителями таких приемов управления транспортными средствами, которые вызывают их заносы, опрокидывания или потери управления во время движения и создают возможность поломок и порчи механизмов, приводящим к аварийным ситуациям;

 3)снижение работоспособности водителей вследствие переутомления, болезни или под влиянием факторов, вызывающих изменение самочувствия и восприятия обстановки движения;

 4) неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;

 5)неправильное размещение и крепление груза приводит к потере управления, устойчивости, изменения режима работы механизмов, отказа в работе;

 6)неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной обстановки;

 7) неудовлетворительная организация дорожного движения.

Транспортный травматизм, его виды.

Транспортной травмойназываются механические повреждения, возникающие у пешеходов, водителей и пассажиров от внешних или внутренних частей движущегося транспорта, а также при падении с него. В судебно – медицинс- кой практике этот вид травматизма по частоте смертельных исходов занимает первое место.

К транспортным травм относят: дорожно-транспортную, авиационную и травму на водном транспорте. По своим масштабам особенно крупными являются дорожно-транспортные травмы, на долю которых приходится до 92 % всех транспортных травм.

Транспортный травматизм по видам транспорта делится на: наземный, водный и авиационный. При судебно-медицинской экспертизе чаще встречается наземный травматизм, который делится на безрельсовый (автомобильный, мотоциклетный и тракторный или сельскохозяйственными машинами) и рельсовый, включающий железнодорожный и трамвайный транспорт. Каждый вид транспорта приводит к повреждениям, которые имеют свои особенности.

Автомобильные травмы, механизм их развития при ДТП.

Автомобильная травма — один из немногих видов травматизма, при котором встречается большое количество самых разнообразных повреждений во всех областях тела, и разобраться в их обилии совершенно невозможно без четкой классификации.

 Автомобильная травма делится на следующие виды:

• удар частями движущейся автомашины;

• переезд колесом ( колесами) автомашины ( полный или неполный);

• падение из движущегося автомобиля;

• травма в кабине машины;

• сдавливание тела человека между частями автомобиля и другими предметами или преградами;

• комбинированные виды автомобильной травмы (удар с последующим переездом, падение с машины с последующим переездом и др. .)

• другие случаи.

 Повреждения при столкновении движущегося автомобиля с пешеходом

 Наиболее частым видом автомобильной травмы является травма от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом. Эту травму в основном получают пешеходы, двигающиеся по дороге или переходящие ее.

 Механизм данной травмы зависит от следующих факторов: вида автомобиля, особенностей его конструкции, формы и степени частей, приходящих в соприкосновение с телом человека, скорости движения и массы автомобиля, сопротивляемости тканей, характера покрытия дороги, на которое падает пешеход и др. .

 Следует различать три варианта столкновения автомобиля с пешеходом:столкновение пешехода с передней, с боковой и с задней поверхностью автомобиля. В зависимости от вида автомобиля и варианта столкновениямеханизм травмы может состоять из трех или четырех фаз.

Первая фаза характеризуется столкновением частей движущегося автомобиля с пешеходом, вторая —падением пешехода на автомобиль, третья —отбрасыванием его на землю, и четвертая —скольжением тела по поверхности дороги.В первой фазе возникают повреждения от удара автомобилем и значительного общего сотрясения тела, вызванного этим ударом, во второй — от вторичного удара об автомобиль и сотрясения, в третьей — от сотрясения и удара о покрытие дороги и в четвертой — от трения о покрытие дороги.

Организационные меры помощи в ДТП и принципы первой медицинской помощи пострадавшим.

Перед началом оказания первой медицинской помощи пострадавшему в результате ДТП, необходимо удостовериться в том, что нет признаков горения автомобиля или других угроз вашей жизни и жизни пострадавшего. Параллельно обязательно вызовите « Скорую помощь » по одному из экстренных телефонов.

Извлечение пострадавшего из транспортного средства :

1 . Зафиксируйте голову пострадавшего следующим образом: большие пальцы своих рук разместите на затылке потерпевшего, указательные — с боковых сторон головы, средние — на углах нижней челюсти, безымянные — на сонной артерии для определения пульсации.

2 . Проверьте реакцию зрачка на свет, наличие дыхания и сердцебиения.

Признаками клинической смерти является отсутствие сознания, дыхания и сердцебиения, широкие зрачки. В таком случае ваши действия должны быть следующие: положите пострадавшего на спину в безопасном месте на твердую поверхность; ликвидируйте возможную закупорку верхних дыхательных путей. Сделать это можно пальцем руки, который желательно обмотать чистым платком, при слабом дыхании необходимо сделать вентиляцию легких — искусственное дыхание «рот в рот» или «рот в нос», используя приспособления для искусственного дыхания, находящегося в автомобильной аптечке.

Закиньте голову пострадавшего с целью освобождения дыхательных путей. Выдвиньте подбородок пострадавшего вперед и вставьте ему в рот устройство для искусственного дыхания. При отсутствии устройства наложите на рот пострадавшего марлевый бинт. Заткните нос пострадавшего и проводите искусственное дыхание с периодичностью 16-18 вдохов в минуту, при отсутствии сердцебиения необходимо приступить к непрямому массажу сердца.

Технология его проведения такова: выберите точку сжатия грудной клетки — она ​​находится на 2 см выше нижнего края грудины по средней линии. Наложите ладонь правой руки на точку сжатия. Ладонь левой руки наложите поверх ладони правой. Пальцы обеих рук раздвиньте веером так, чтобы они не касались грудной клетки. Руки держите прямыми. Глубина сжатия должна быть не более 3,5 см; чередуйте непрямой массаж с искусственным дыханием — на два вдоха должно приходиться пятнадцать сжатий.

Если у вас есть помощник, лучше сделать так, чтобы один из оказывающих помощь делал пострадавшему искусственное дыхание, а второй — непрямой массаж сердца. При этом на один вдох должно приходиться пять сжатий. Постоянно контролируйте состояние больного: сужение зрачка на свет, появление пульса на сонной артерии, улучшение цвета кожи, самостоятельное дыхание — все это свидетельствует об эффективной реанимации.

ВАЖНО

Следует помнить, что если больной находится без сознания,но дыхание и сердцебиение сохранены, то его, зафиксировав шейный отдел позвоночника руками, нужно перевернуть на живот и постоянно следить за проходимостью дыхательных путей, дыханием и сердцебиением. В случае нарушения этих функций немедленно приступить к проведению реанимационных мероприятий.

Практическая работа № 7



Источник: studfile.net


Добавить комментарий